Опубликовано

Навигаторы детства 2.0

26 апреля в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная Всероссийскому конкурсу «Навигаторы детства 2.0» на включение в кадровый резерв советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Организаторы проекта рассказали об итогах первого года работы советников и планах на следующий учебный год.

Запуск проекта прокомментировал Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев:

«Мы видим положительную динамику по различным направлениям воспитательной работы в школах, где сегодня работают советники. Для формирования кадрового резерва высококвалифицированных специалистов мы совместно с Российским движением школьников запустили Всероссийский конкурс «Навигаторы детства 2.0». Конкурс поможет выявить и обучить специалистов, в которых сочетаются личностные и профессиональные качества – высокий профессионализм, коммуникабельность, доброжелательность. Это очень важный проект, ведь советники по воспитанию — это те, кто станет другом и главным помощником для детей».

О роли института советников рассказала директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Наталия Наумова.

«Проект «Навигаторы детства» и весь конкурсный отбор кадрового резерва в системе воспитания имеет очень взвешенное и понятное содержание в своем названии. Навигатор помогает разобраться в том огромном объёме информации, который окружает сегодня ребёнка и образовательные организации. Он является точкой сосредоточения передовых технологий и методик в сфере воспитания. Навигаторы детства — не чиновники. Советник директора по воспитательной работе — это человек, который адресно изучает особенную образовательную среду школы и понимает, что в нее можно привнести», — сказала она.

Наталия Наумова подчеркнула, что кадровый резерв системы воспитания станет «эпицентром важнейших изменений, которые происходят в образовательных организациях», а эти перемены направлены прежде всего на развитие детских инициатив, привлечение детей к соучастию в школьной жизни через социальные активности.

«Самое главное, что советник — этот тот человек, который вдохновляет на изменения, вселяет веру в то, что каждый ребёнок может совершить свою победу и находит место каждому», — добавила она.

Об итогах первого года работы навигаторов в 10 пилотных регионах рассказал Александр Кудряшов директор «Российского детско-юношеского центра», который занимается отбором и подготовкой советников и курирует их работу.

Глава Росдетцентра рассказал, что должность советника по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями внесена в номенклатуру должностей, разработаны квалификационные требования к ней. Обучение по программе повышения квалификации «Воспитание в образовательной организации» прошли 2500 человек. Советники в 2219 школах страны провели мониторинг воспитательной работы и определили приоритетные направления развития в них. В следующем учебном году планируется создать первичные отделения Российского движения школьников в 300 школах, а также 250 медиацентров, 250 спортивных клубов, 200 музеев, 150 театров, 60 туристических клубов.

Среди достижений пилотного выпуска «навигаторов» Александр Кудряшов назвал сотрудничество с родительским сообществом.

«Мы выделяем три основные категории, которые влияют на воспитание детей: родители, друзья, социальные сети. Наш советник уделяет внимание всем этим категориям, чтобы мы увеличили охваты мероприятий и непосредственно наших активистов. В текущем учебном году в мероприятиях от советников приняли участие более 380 тысяч родителей, в том числе более 48 тысяч смогли проявить себя в качестве организаторов событий», — пояснил он.

Александр Кудряшов также рассказал, что по инициативе и при поддержке советников была запущена программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». В этом году она охватила 60 тысяч учеников младшей школы, в следующем году в мероприятия планируется вовлечь 1 млн детей.

Глава Росдетцентра также рассказал, что по мере развития проекта советники будут осваивать новые роли и направления развития:

«Наша управленческая модель включает в себя не только советников, есть муниципальные координаторы, которые отвечают за коммуникацию среди школ, внутри муниципалитета, это региональные координаторы, которые являются проводниками повестки воспитания, которая реализуется внутри субъекта. У нас появятся советники-методисты, которые уже сейчас вовлечены в аккумулирование лучших практик, они создают методические материалы, благодаря которым мы расширяем ту палитру возможностей, которая дает возможность советникам вести воспитательную деятельность. Также появятся советники-наставники».

В 2021 году конкурс «Навигаторы детства» прошел в 10 пилотных регионах. Первых советников по воспитанию приняли Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, Ставропольский край и г. Севастополь.

В числе первых специалистов была Юлия Стеценко — советник директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями гимназии №7 г. Брянска. На пресс-конференции она поделилась первыми итогами:

«Я не представляю свою жизнь без этой удивительной работы. Каждое мероприятие – уникально, и каждый ребёнок найдёт то, что ему по душе, а советники и лидеры РДШ – настоящие навигаторы, которые всегда смогут заинтересовать ребёнка различными видами деятельности. Например, в нашей гимназии помимо основных календарных мероприятий, мы проводим различные акции, например, «Лапка друга», «Бумажный бум». Группа активистов создала свой танцевальный коллектив, который уже завоевал признание на областном уровне. В Дни единых действий и больших событий ребята проводят тематические музыкальные перемены для учащихся начальной школы. Также в нашей гимназии действует Медиашкола, участники которой освещают все мероприятия и события в гимназии».

В 2022 году проект будет расширен еще на 35 регионов, причем советники появятся не только в школах, но и в колледжах и техникумах. К резерву советников присоединятся Калужская область, Тамбовская область, Воронежская область, Курская область, Костромская область, Липецкая область, Московская область, Ленинградская область, Республика Карелия, Мурманская область, Республика Мордовия, Пензенская область, Саратовская область, Чувашская республика, Ульяновская область, Кировская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О., Республика Дагестан, Краснодарский край, Ростовская область, Астраханская область, Волгоградская область, Томская область, Алтайский край, Иркутская область, Новосибирская область, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Забайкальский край, Республика Крым.

В пресс-конференции также приняли участие председатель регионального отделения Российского движения школьников Ульяновской области Наталья Дикова, девятиклассницы Виктория Трофимова из Московской области (МБОУ Кубинская СОШ 1 имени Героя РФ И. В. Ткаченко) и Алина Автаева из Омской области (БОУ «Лицей» г. Калачинска).

Запись трансляции:

Медиаматериалы проекта: https://drive.google.com/drive/folders/1QljCjRjs2OjJeYmwiE8nbWq3Iq-1b0MM?usp=sharing

Справка:

Всероссийский конкурс «Навигаторы детства 2.0» ждет педагогов, готовых открывать новые пути решения воспитательных задач и помогать детям разобраться в многообразии возможностей, открывающихся перед ними.

Для участия нужно зарегистрироваться, заполнить анкету, загрузить портфолио участника в личный кабинет на сайте, пройти тестирование и итоговое собеседование. Заявки принимаются до 13 мая.

Контакты для СМИ: Наталья Соколова, +7 (916) 556-44-72, nsokolova@myrdsh.ru